Письмо админу Ушастики.RU



меню

Главная

Развитие ребенка

Карта сайта



Познаём мир насекомых

Мир насекомых многочислен и разнообразен и, конечно же, привлекает внимание юных естествоиспытателей. Дети могут долго с интересом рассматривать на дороге зеленую гусеницу или торжественно преподнести вам огромного жука. Порой малыши способны озадачить любого взрослого вопросом: ..Куда летит бабочка?" или "Где домик божьей коровки?" Их интересует все, что прыгает, ползает, летает и жужжит. Давайте поможем им разобраться в этом большом мире маленьких животных.

Кто такие?

Расскажите малышу, что насекомые хоть и очень маленькие, но самые настоящие животные (они же живые). И если весь животный мир поделить на две части - в одну входят только насекомые, а в другую все остальные животные: и птицы, и рыбы, и звери, в общем, все-все-все, то окажется, что первая группа намного разнообразнее по количеству видов и больше по своей численности, чем вторая. Каждый год ученые открывают новые виды насекомых. Само название они получили благодаря насечкам, которые разделяют тело насекомых на части, отделяя один членик (голову, грудь и брюшко) от другого. У большинства есть усики, которые порой бывают намного длиннее тела - например, у кузнечиков и жуков-дровосеков. А еще у многих насекомых (хотя и не у всех) есть крылышки. Причем интересно, что у жуков, сверчков, кузнечиков аж по 2 пары! И обычно передние крылышки (или по-другому надкрылья) жесткие и защищают задние, как бы выполняя роль "крыши". А вот для полета они не используются. Вспомните, как взлетает божья коровка - из-под красивого красного панциря появляются тоненькие прозрачные крылышки, и... жучок улетает. Но самый простой способ определить, насекомое перед нами или нет, - посчитать лапки. У всех насекомых их 6.

Задание для малыша: однажды в лесу для всех насекомых устроили веселый бал. Прилетели бабочки, прискакали кузнечики, приползли труженики-муравьи, и даже жуки отложили свои дела и явились на чудесный бал. На этот праздник пришел и паук, но его не пустили. Почему?

Подсказка: напомните ребенку, что у паука 8 лапок, а не 6, поэтому паук - не насекомое.

Как они общаются?

Для ребенка будет настоящим открытием узнать, что насекомые умеют говорить! Только не как мы - словами, а по-своему - прикосновениями, запахами, звуками, зрительными сигналами. Так, если пчела найдет поляну с цветущими растениями, то она вернется в свой улей и исполнит затейливый танец. По ее движениям остальные пчелы поймут, где находится полянка, какие цветы там растут и далеко ли лететь. А вот один из способов передачи информации у муравьев - их усики. Они скрещивают свои усики с усиками сородича и так сообщают о приближении врага или о найденной пище. Если вы пойдете с ребенком в поле, то услышите стрекотание кузнечиков. Это еще один вид общения. Причем звуки издают только самцы. В своей песенке они говорят о любви к противоположному полу, предупреждая других, что эта часть луга занята. Но почему же говорят, что кузнечик играет на скрипочке? Дело в том, что у него на левом надкрылье (помните, мы говорили, что у них 2 пары крыльев) есть зазубренная жилка в виде пилы, по которой он водит смычком - правым надкрыльем. И получается такая необычная песенка. А вот слушают кузнечики... ногами. Точнее, расположенными на передних лапках органами, воспринимающими звуки. Задание для малыша: пофантазируй, о чем могут беседовать насекомые.

Красный, синий...

Действительно, в какие только цвета не "одеваются" насекомые! Объясните ребенку, что это не случайно. Так, кузнечику легче спрятаться от врагов среди травы, надев зеленый костюм. Се-

Серая саранча становится совсем незаметной на серой почве. А вот в пустыне живет саранча не серая, а желтая. Спросите ребенка: почему она выбрала этот цвет? Многие бабочки яркие и пестрые в воздухе, но стоит им сесть на цветок, и их не найти. Насекомые часто выбирают "одежку", напоминающую тот фон, на котором они находятся, и становятся невидимыми для хищников, в первую очередь для птиц. Но часто защитной бывает не только окраска, но и форма тела. Например, многие насекомые похожи на листья и стебли. Мастерами маскировки можно признать палочников. Их название говорит само за себя. Они живут на деревьях. Окраска у них либо коричневая, либо зеленая, и они очень похожи на веточки и сучки. Эти насекомые даже раскачиваются из стороны в сторону, когда ветер колышет ветви дерева. В природе чудесным образом предусмотрены малейшие нюансы. Так, некоторые бабочки, похожие на сухие листья, совершают круговые движения наподобие падающих листьев. Удивительно, не правда ли? Но не все животные прячутся, некоторые выбирают яркие, привлекающие внимание цвета. В таких случаях насекомое обычно надежно защищено неприятным запахом или вкусом, а может быть даже ядовитым. Такой окрас предупреждает: "Не трогай, я опасен!' Вы только посмотрите на божьих коровок: красные, оранжевые, да еще и с черными точками. Всем своим видом предупреждают: "Мы не съедобны!" Объясните малышу, что пчелы, осы и шершни тоже выбрали яркие цвета не напрасно - они вооружены и в случае опасности могут защитить себя ядовитым жалом. Потому не стоит беспокоить этих серьезных животных. А есть еще "хитрые" насекомые. Сами они безопасны, но выбирают такую же окраску, как у ядовитых и несъедобных животных или растений. Например, в далекой Америке живут бабочки геликониды. Они имеют яркие крылышки, летают медленно, открыто садятся на растения, никогда не прячутся и не скрываются, потому что обладают жидкостью с сильным запахом и острым вкусом, которые защищают их от птиц и других врагов. Но в тех же краях обитают и другие бабочки - белянки. Так вот, они - внешне точная копия геликонидов, только белянки не имеют ядовитой защиты. Так же и мухи-сирфиды весьма искусно , "притворяются" осами, якобы они опасны и имеют жало. На самом деле они совершенно безобидны. Но их расцветка настолько безукоризненна (яркие желтые и черные полоски), движения так похожи, что непрофессионалу трудно отличить "подделку". Подражая пчелам и осам, мухи-сирфиды даже научились жужжать!

Задание для малыша: вырежьте несколько разных по форме и размеру бабочек из белой плотной бумаги и предложите ребенку их раскрасить. Потом этими красивыми бабочками можно будет украсить комнату.

Чудеса, да и только

Удивите малыша, рассказав, что толстая неповоротливая гусеница превращается в настоящую бабочку. Попробуйте проследить за процессом. Для этого соберите в огороде гусениц и поместите их в специальный домик (стеклянную банку или коробку). Чтобы гусеницы не расползлись, натяните сверху марлю. Поселить гусениц надо с теми растениями, на которых они сидели, и периодически добавлять и менять этот зеленый корм. Предложите это делать детям, только промойте сначала листья в проточной воде. Если вы заметили, что гусеницы теряют аппетит, значит, начинается процесс превращения в куколку. Куколки не питаются и неподвижны, но внутри них происходит чудо: личинки превращаются в бабочек. У разных насекомых это требует разного количества времени (от 2 недель до 1 месяца). Так что придется немного потерпеть. Зато результат превзойдет все ожидания!

Забавная Физкульминутка (из стихов Евгения Корюкина)

Зарядка

Рано утром спозаранку (шаги по кругу)

Собрались мы на зарядку.

Вдруг из подворотни - Рыжий таракан, (ручками показываем усики, переходим на бег)

Он бежит и усами шевелит.

Тут медведь пришел, (изображаем медведя, переваливаясь с одной ноги на другую)

Походил, посмотрел

И ушел.


Кузнечики

Поднимайте плечики, (руки на поясе, поднимаем плечи, прыжки на месте)

Прыгайте кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели.(присели на корточки, повороты головы)

Травушку покушали.

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко (подпрыгнули, снова прыжки на месте)

Прыгай на носках легко!


Пчелки

Домик маленький на елке, руки над головой в виде домика)

Дом для пчел, а где же пчелки? (высунуть голову из "домика", посмотреть по сторонам)

Надо в дом постучать,

Раз, два, три, четыре, пять. (одна рука на поясе, другой "стучим")

Я стучу, стучу по елке, (помогаем и топаем ножкой)

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать: Раз, два, три, четыре, пять! (руки в сторону и повороты направо-налево "Летим")

Бабочка

Бабочка-красавица, (руки опущены вниз, ладошки паралельно полу)

Очень мне уж нравится ("воображаем" - повороты вправо-влево)

Платьице твое!

Ты ж такая недотрога!

Мама говорит мне строго: "Пусть летит она, не трогай Крылышки ее!" (строго машем указательным пальцем)

А теперь отдохнем и сделаем расслабляющее упражнение

Жуки

Жук упал и встать не может, (дети ложатся на спинки, "шевелят лапками")

Ждет он, кто ему поможет


Нежный массаж для маленьких


Жучок

Этот маленький жучок

По земле гуляет (перебираеи пальцами по ступням)

Листик сладенький найдет

И его кусает (щипаем ступни)

Чтоб еще листочек съесть,

Хочет он повыше влезть (перебираем пальчиками по ногам-со ступней до коленей)

Этот маленький жучок

По траве гуляет (перебираем пальцами по коленям)

Этот маленький жучок

По кустам гуляет (перебираем пальцами по животу)

Этот маленький жучок

Выше залезает (перебираем пальцами по груди)

Вот он ямочку нашел ("жучок заползает в ямочку на плече у шеи)

Лег и отдыхает (раскрытая ладошка лежит на груди)

Он не будет вас кусать,

Хочет он чуть-чуть поспать. (нежные поглаживающие движения)

Источник:журнал "Мой ребёнок"

Это очень интересно: http://www.insvik.ru Школьный атлас определитель насекомых


поиск по сайту



загрузка...


© Пчелинцева В.А, 2010 г. Ушастики.RU.