Письмо админу Ушастики.RU



меню

Главная

Развитие ребенка

Карта сайта



Версия для печати

Учим детей изобретать. ТРИЗ

триз для детей, научить ребенка изобретать

Эта эффектная и звонкая аббревиатура - ТРИЗ - расшифровывается как "Теория решения изобретательских задач". Ее создателем в 1948 г. стал Генрих Саулович Альтшуллер, который был известен широкой публике в 60-е гг. как писатель-фантаст под псевдонимом Г. Альтов.

Вообще, изначально ТРИЗ создавалась вовсе не для детей, а для серьезных инженеров-практиков, которым нужно было решать сложные технические задачи на производстве. Однако сейчас как в нашей стране, так и за рубежом эту теорию применяют и в других областях жизни. В том числе и в качестве методики раннего развития.

ТРИЗ "по-детски"

А теперь давайте посмотрим, каким образом теория решения изобретательских задач работает в быту. Мальчик лет восьми оказался перед проблемой: как войти в дверь, закрытую его сестрой с другой стороны? Применить силу или угрозы, поднять крик? Банально... Он немного подумал и сформулировал идеальное в данной ситуации решение: сестра САМА открывает дверь. Мальчик придвинул к двери стул со своей стороны и сказал сестре: "Послушай, а ведь я тебя запер". Уже через пару секунд она распахнула дверь, освобождая себя из "плена". Мальчика можно назвать смекалистым от природы, но именно такой вот находчивости, умению сконцентрироваться и нестандартно выйти из ситуации легко, оказывается, научиться с помощью ТРИЗ. Творческое наследие Генриха Альтшуллера адаптировали для развития детей 3-6 лет около 20 лет назад в городе Норильске. Результат можно наблюдать в книге ,,Новые похождения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких", написанной Зоей и Михаилом Шустерман.

Детям предлагают помочь Колобку в решении различных повседневных задач. При этом ребенок сталкивается с основными диалектическими законами: возникновение и разрешение противоречий, восхождение от простого к сложному, накопление количественных изменений и переход в новое качественное состояние и т.д. Элементы разрешения задач взяты как раз из методики ТРИЗ, причем рассматриваются они на самых простейших сказочных и жизненных ситуациях. А вот все сложные "умные" слова остались в специальных главках - для родителей.

Цели программы: научить ребятишек заниматься "направленным" на определенный результат творчеством и дать детям простейшие навыки технологии поиска решений различных задач.

Целевая аудитория: дети с 3 лет. Пол ребенка или его склонности к техническим либо гуманитарным наукам значения не имеют. Лучше всего заниматься с компанией детей, чтобы они могли сравнить и найти идеальное решение с учетом закономерности развития систем.

В книге также есть специальные блоки, в которые можно записать творческое решение ребенка, чтобы он стал соавтором книги.

Занимаемся дома

Поиграйте с ребенком в игры, которые способствуют развитию диалектического мышления.

На детском уровне метод проб и ошибок, который используется при решении простых задач, можно представить в виде игры.

Игра "Хорошо - плохо"

Эта игра учит детей самостоятельно находить противоречивые свойства. Выбирайте любой объект, который нейтрален для ребенка, не связан с жестко положительными или отрицательными эмоциями. Например: лужи на улице. Предложите малышу придумать плюсы и минусы для такого явления.

Игра "А что, если…"

Предложите ребенку простой вопрос из повседневного быта или сказки, которую вы читаете вместе: "А что, если сестрица Аленушка не пойдет искать братца Иванушку?". "А что, если ты промочишь ноги на прогулке?". Не отметайте ни одного решения, просто анализируйте работу мысли малыша:

- Если я промочу ноги, то, наверное, пойду домой.

- Мы собираемся гулять в лесу, до дома далеко.

- Тогда я...

Понимание противоречий - одна из важнейших составляющих ТРИЗ. Не бойтесь показывать их ребенку в быту: в этом комбинезоне ты будешь очень красивая, но в нем неудобно играть в песке; мы можем подольше погулять, но тогда закроется магазин, и мы не успеем купить вкусного и т.п.

Игра "Наоборот"

Предложите крохе отгадать обратные признаки, действия (функции) холодный - ? полный - ?). А теперь придумайте, что совмещает в себе эти свойства? Например, что у нас острое и тупое одновременно? (Нож: лезвие острое, ручка - тупая.)

Придумайте теперь обратные действия (разрезать - ?).

Это основа, а дальше уже можно переходить к главному: формулировать противоречие и решать изобретательские задачи. Помните, что решения изобретательских задач могут быть более или менее удачные. Наилучшее определяется с точки зрения идеального конечного результата. Так что работа по материалам ТРИЗ - это творчество.

Приведем примеры задач:

  • Я инопланетянин. Как вы мне объясните, что такое "карандаш"? Только моему переводчику очень тяжело переводить множество слов вашего объяснения, пожалейте его.
  • Как измерить ядовитую змею в зоопарке, чтобы она не укусила?
  • Игра "Теремок"

    Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

    Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок.

    Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

    Ход игры: каждый участник получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (кстати, теремок может быть чисто условным - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

    - Тук, тук, кто в теремочке живет?

    - Я (называет себя, например, гитара). А ты кто?

    - А я (называет себя, например, яблоко). Пустишь меня в теремок?

    - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

    Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары, и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

    Играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем, а вместо рисунков используйте бытовые предметы.

    Игра "Маша - Растеряша"

    Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы при решении проблем.

    Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?..

    Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.

    Ход игры: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:

    - Ой!

    - Что с тобой?

    - Я потеряла (называет какой-то предмет, например нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например хлеб отрезать)? Играющие называют те вещи, что подходят для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой. А можно и рукой отломать! Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.


    Ну очень интересно:

    пальчиковые игры, развитие мелкой моторики

    Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры

    Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определённые зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи. Пальчиковые игры в стихах. Далее...



    поиск по сайту



    загрузка...


    © Пчелинцева В.А, 2010 г. Ушастики.RU.