Подготовка к школе

дети мультяшки

Ребенок без пяти минут первоклашка? Лето Вам в помощь! Не будем повторять буквы или счет - лучше поиграем!

Сюжетно-ролевая игра - самое полезное занятие для дошколенка. Специалисты считают, что это ведущий тип деятельности ребенка 5-6 лет. Игра, где есть сюжет и определены роли, имеет три важные составляющие - мотивацию, произвольность и развитие ума. Это те самые три кита, которые позволят детям хорошо учиться в школе. А пока давайте разберемся, что кроется за специальными терминами.

Формируем мотивацию

Как известно, чтобы успешно освоить что-то новое, важно иметь мотив. Если у ребенка нет желания заниматься чем-то новым, очень быстро наступит отвращение к делу. Потому так важно заложить основу интереса к учебе. И позаботиться об этом нужно заранее. К 6-7 годам дети уже довольно хорошо ориентируются в системе взрослых отношений, однако еще не могут быть во всем наравне с родителями. У ребенка появляется желание сменить статус, и такую возможность дает поступление в школу, приобщение к новой роли. Как сформировать у малыша социальный мотив к учебе? Тут поможет сюжетно-ролевая игра! Она позволяет крохе оказаться в мире взрослых и придерживаться принятых здесь правил. Когда подобные тренировки достигают пика, игра уже не сможет заменить ребенку реальных отношений. Учтите также, что у малыша созрел мотив изменить свой статус. Поэтому поступление в школу становится для него логичным и последовательным шагом. Пока игра заменяет ребенку действительность, дайте крохе примерить на себя разные профессии и социальные роли. Так, если вы оказались с малышом на курорте, не упустите возможности поиграть "в отель".


Все как в настоящей гостинице

Подготовка

Покажите и расскажите малышу, чем заняты сотрудники отеля (повар, регистратор, горничная и т.д.).

  • Попросите ребенка повторить, все, что вы обсудили.
  • Составьте план игры.
  • Распределите роли.
  • В процессе игры

  • Строго следуйте роли, которую выбрали, по ходу действия подсказывайте детали малышу, чтобы он не растерялся. Не спешите охватить все аспекты гостиничной жизни.
  • Начните с самого простого - разыграйте вдвоем рабочий день девушки у стойки регистрации.
  • Меняйтесь ролями по очереди.
  • Постепенно усложняйте правила.
  • Оговорите время работы девушки, покажите ребенку на часах, сколько он должен оставаться в роли (хватит 5-10 минут). Вы можете озвучить других персонажей.
  • Постепенно расширяйте сферы гостиничного быта. Разыграйте, например, как выдают спортинвентарь или как работают спасатели на пляже. Привлекайте к игре знакомых детей и взрослых.
  • Повторение пройденного

  • Непременно обсудите, что в вашей игре получилось, а что нет. Малыш справился со своей ролью или в чем-то отступил от реальности?

  • Обсудите, как этого избежать в следующий раз. Вместе напишите подсказки.
  • Разберите и свою игру. Если вы действовали намеренно неверно, пусть ребенок это увидит и сам скажет, где вы ошиблись.
  • В три этапа

    Для успешного освоения игровой деятельности важен не только сам процесс игры, но и подготовка к ней, а также последующее обсуждение того, что получилось. То есть все складывается из трех основных этапов. По аналогии с игрой "в отель" можно выстроить сюжет в магазине, поликлинике, зоопарке, на железной дороге, в банке и других важных для взрослой жизни местах. А однажды предложите малышу поиграть и "в школу", ведь надо формировать у ребенка мотивацию к учебе. Познакомьте его с существующими в школе правилами, распорядком дня, ролью ученика и учителя.

    Урок, учитель, ученик.

    Подготовка

  • Заинтересуйте ребенка темой школы с помощью книг или мультфильмов. Отлично, если у вас есть знакомые школяры. Пусть один из них проведет экскурсию для вашего крохи. Важно обозначить, что в классе есть учитель и много учеников, рассказать о распорядке дня, о том, как проходит урок и перемена. Есть смысл затеять игру в школу сразу после такой экскурсии.
  • Придумайте сюжет. Здесь нужен тщательный отбор деталей. Сделайте рисованный план игры.
  • Распределите роли, расскажите, что делает каждый участник. Предложите ребенку на выбор роль учителя или ученика.
  • Обсудите, что станет делать его персонаж. Правила для него напишите (достаточно 5 пунктов) или нарисуйте на бумаге (что лучше).
  • Перед началом попросите малыша рассказать, что станет делать его герой и, что будет происходить.
  • В процессе игры

  • Разыграйте часть урока или перемены. Затем усложните сюжет, увеличив число персонажей.
  • Старайтесь соблюсти атрибутику школьной жизни: урок начинается со звонка, ученик сидит за партой... Задание учителя должно быть простым, например, нарисовать дом. - Когда оно выполнено, а труд ученика оценен, дайте звонок с урока. Попробуйте разыграть перемену, поход в школьную столовую...
  • Повторение пройденного

    Обсудите сыгранное, ведь школа ребенку незнакома и мнение о ней складывается из ваших рассказов. Оцените, соответствовала ли игра реальности. Отмечайте даже самые малые успехи малыша. Если что-то в игре было нелогично, вместе составьте план и поиграйте снова.

    Близко к жизни

    Какой сюжет из школьной жизни выбрать? Например, как проходит обычный день первоклассника. А можно "открыть классы" для зверей (марсиан). Важно попасть в тему, которая интересна ребенку, особенно если речь идет о мальчике. Почему-то многие родители считают, что сюжетно-ролевые игры - удел девочек. Но в игре не обязательно использовать кукол. На сцену выйдут воины или роботы. Главная ваша задача - познакомить малыша с укладом настоящей школы.

    Цель - произвольность

    Так называют умение действовать по правилу, заданному извне. Учеба в школе прежде всего предполагает соблюдение правил. Они регламентируют действия ученика и учителя, иногда заставляя делать то, чего не хочется. Однако привычка действовать по правилу не рождается сама собой. Этому учит сюжетно-ролевая игра. И чем ребенок старше, тем сложнее становятся ее правила.

    Для начала советуем брать самые простые игры. Вот несколько примеров.

    "Колечко, выйди на крылечко!"

    Несколько человек встают в ряд, держа перед собой сжатыми пустые ладошки. Ведущий, зажав в руках какой-то предмет, по очереди вставляет свои ладони в ладошки игроков, оставляя одному из них "сюрприз". Счастливчик не должен себя выдать. После того как ведущий обошел всех, он произносит: "Колечко, колечко, выйди на крылечко!" Игрок, в руках которого остался предмет, должен успеть выскочить из ряда и добежать до обозначенного места. Ему это удалось? Он выиграл и становится ведущим. Если же остальные догадались, что побежит именно он, и смогли его остановить, то ведущий остается прежний.

    "Кто разбудил инопланетянина?"

    Один игрок с закрытыми глазами стоит в середине круга. Кто-то хлопает его по спине. "Инопланетянин" просыпается и спрашивает: "Кто меня разбудил?" Дети не должны выдать ударившего. Малыши 6 лет с этим легко справятся. Усложним игру. "Инопланетянин" начинает задавать вопросы. Ответ на них - "да" или "нет". Например: "Меня разбудил мальчик?" или "Он стоит слева от меня?".

    Правила усложняются

    В этот разряд попадают актуальные во все времена "дочки-матери", а также игра "в больницу" и "в магазин". Важно, что в каждой из них обыгрываются ситуации, которые ребенок наблюдает каждый день. Как же изменяются правила? Присмотритесь, как малыш играет с куклой, и вы заметите, что он постепенно все больше следует логике нашего мироустройства. Сначала кроха держит куклу вниз головой. Затем, пытаясь накормить, может дать ей компот, а потом суп. Становясь старше, ребенок выбирает общепринятую последовательность блюд. Правила игры "в магазин" вытекают из поведения обычных продавцов и покупателей в жизни. Алгоритм действий напоминает игру "в отель" и "в школу". Не стоит подробно описывать крохе, что и как должно происходить. Это уместно лишь тогда, когда малыш сильно нарушает логику событий.

    "Дочки-матери" как золотой стандарт игры

    Подготовка

    Название игры условно. Участниками действа могут быть и папа с сыном. Здесь не стоит ничего заранее планировать. Суть отношений между родителями и детьми малыш видит каждый день. Можно лишь наметить сюжет, например, взяв день из дачной жизни. Вспомните, как вы проводите такие дни, обсудите роли. Возможно, ребенок вообще захочет играть сам в компании 2-3 кукол.

    В процессе игры

  • Пусть малыш даст волю фантазии. А вы присоединитесь к нему в любой момент. Многие родители, наблюдая со стороны, начинают лучше понимать отношения с ребенком. Ведь он играет то, что видит каждый день.
  • Возьмите на себя роль дочки (сына), отдав крохе роль мамы (папы).
  • Посмотрите, как ведет себя персонаж малыша? Вы кого-то узнаете?
  • Повторение пройденного

    После того как игра закончится, обсудите, все ли в ней было логично, не получилось ли так, что персонажи сначала ужинали, потом пошли купаться и лишь затем позавтракали? Не получилось ли так, что папа, работающий в городе, вдруг пришел обедать на дачную террасу? Обсудите, что было нелогично.

  • Прямо по горячим следам переиграйте нелогичный фрагмент, обсудите, что могло быть по-другому, и спланируйте, что вы хотите добавить в сюжет на будущее.
  • Закрепим урок

    Как можно понять, насколько плодотворной была игра? Для этого есть определенные критерии.

  • Ребенок соблюдает логику роли. Так, изображая служащего в отеле, малыш отказывался бросить регистрацию гостей, несмотря на свой "обеденный перерыв".
  • Ребенок не переключается с заданий, которые выполняет. Любое из них кроха понимает и выдерживает от начала до конца. Эти пункты подтверждают, что у ребенка сформирована произвольность.
  • Совет родителям - всегда учитывайте возможности своего малыша и не бросайте начатое!




    Источник:;журнал "Мой ребёнок"


    © Пчелинцева В.А, 2010 г. Ушастики.RU.