Заикание у ребенка

Почему нужно исправлять речь в дошкольном возрасте?

  • До пяти-шести лет детский мозг весьма пластичен, поэтому малышам проще усваивать и закреплять любую новую информацию.
  • Ошибочные речевые навыки еще непрочно закреплены.
  • Устранить недостатки у дошкольников можно в игровой форме - это доставит радость детям и облегчит труд родителям. Малыши с удовольствием играют в "звуки", а успешно усвоив правильное произношение, радуются и готовы повторять звук многократно. Они гордятся своими успехами, что делает их более раскрепощенными в общении с окружающими - и с ровесниками, и с посторонними взрослыми.
  • С чего все начинается?

    Заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. В речи ребенка возникают вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего проявляется у детей в возрасте от двух до пяти лет, и на его появление влияют определенные факторы.

    Тревожные черты характера:

    Такие дети обычно сильно привязаны к матери, плаксивы, раздражительны. Нередко они неспокойно спят и имеют плохой аппетит. Могут отреагировать заиканием на перемену обстановки (начало посещения детского сада, переезд на новое место жительства, разлука с матерью).

    Раннее речевое развитие:

    Первые слова и фразы такие дети начинают произносить в год, а затем у них наблюдается быстрый темп наращивания словаря (в два - два с половиной года они уже говорят развернутыми фразами). Заикание может появиться от сбивания дыхания во время произнесения длинной фразы и желания сказать сразу все, тогда как детский язычок и легкие еще не могут справиться с таким объемом речевой информации.

    Задержка речевого развития:

    Слова такие дети начинают произносить ближе к двум годам, а фразовой речью овладевают после трех лет. Речь часто бывает невнятная, с плохим звукопроизношением. Заикание может быть вызвано двигательной расторможенностью.

    Наследственность:

    Дети, имеющие среди родственников заикающихся, чаще, чем другие, подвержены этому недугу. Также следует быть внимательными, если в семье есть левши. У таких детей заикание может быть следствием сниженной возможности адаптации центральной нервной системы к внешнему миру.

    Двуязычие в семье:

    Дети, которые начинают говорить сразу на двух языках, также подвержены риску появления заикания.

    Конечно, совершенно необязательно, что двуязычный, беспокойный или леворукий ребенок начнет заикаться. Но повышенный контроль родителей за такими детьми поможет им избежать лишних трудностей в случае их возникновения.

    Поведение родителей

    Если у ребенка присутствует фактор риска появления заикания, взрослые должны придерживаться определенных правил. Во-первых, нужно строго соблюдать режимные моменты (сон, питание, прогулки - в соответствии с возрастом ребенка). Во-вторых, ребенка стоит ограждать от эмоциональных перегрузок (частое посещение мест скопления большого количества людей), чрезмерных физических нагрузок (при первых признаках усталости позволяйте ребенку отдохнуть, не нажимайте на него). Ну и конечно, для него важен благоприятный эмоциональный климат в семье. Не позволяйте себе кричать, ругаться в присутствии малыша. Старайтесь следить за тем, чтобы требования, предъявляемые к нему разными членами семьи, не противоречили друг другу.

    При возникновении у ребенка страхов (темноты, одиночества, замкнутого пространства) ни в коем случае не приучайте его быть храбрым. Не провоцируйте появление страхов показом фильмов или запугиванием. Позволяйте ребенку спать при приглушенном свете, побудьте возле него некоторое время при засыпании. Если страх не проходит длительное время, следует обратиться к психоневрологу.

    Первые признаки заикания

    Если вы заметите у своего ребенка хотя бы один из перечисленных признаков, вам стоит проконсультироваться у логопеда.

  • Внезапно замолкает, отказывается говорить. Такое состояние может длиться от двух часов до суток, после чего малыш снова начинает говорить, но уже заикаясь.
  • Начинает вставлять перед некоторыми словами лишние звуки (а, и).
  • Повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы.
  • Вдруг вынужденно останавливается в середине слова, фразы.
  • Испытывает затруднение (ступор) в начале речи.
  • Если у ребенка возникли речевые запинки, следует максимально снизить количество поступающей информации (исключить массовые зрелищные мероприятия, книги и фильмы, не соответствующие возрасту). А при проблемах со звукопроизношением нужно направить усилия на их устранение (возможно, корень заикания лежит в трудности верного произнесения звуков).

    Если начавший заикаться ребенок предпочитает пользоваться левой рукой, то переучивать его не стоит. Можно лишь в ненавязчивой форме предлагать пользоваться правой рукой (класть столовые приборы справа, протягивать к правой руке карандаши). Запрещать пользоваться левой рукой ни в коем случае нельзя!

    Если заикание возникло у малыша из двуязычной семьи, следует убрать один язык из обихода до того момента, когда у ребенка улягутся речевые нормы одного языка. Обычно это происходит к пяти-шести годам.

    Не дать заиканию закрепиться

    При "остром" возникновении заикания (например, после испуга), следует как можно скорее создать ребенку благоприятные условия для улучшения эмоционального состояния. Иногда достаточно просто сменить обстановку. Усиленно следите за режимом - возможно, придется удлинить сон и ограничить поступление новой возбуждающей информации. Постарайтесь не проявлять своего беспокойства по поводу речи ребенка и ни в коем случае не ругайте его, не принуждайте произносить слова правильно. Речь окружающих должна быть тихой и спокойной. Некоторое время придется поменьше разговаривать с ребенком (иногда специалисты рекомендуют даже вводить режим молчания).

    Играйте с ребенком в спокойные игры, не требующие насыщенного речевого контакта, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень благотворно действуют маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Разучивайте маленькие стишки с короткой строкой и четким ритмом построения.

    Например, такое:

    Еле-еле, еле-еле

    Завертелись карусели,

    (ребенок медленно идет по кругу, проговаривая стих)

    А потом кругом, кругом,

    И бегом, бегом, бегом!

    (бежит по кругу)

    Тише, тише, не спешите,

    Карусель остановите.

    (все медленнее и медленнее)

    Раз и два, раз и два -

    Вот и кончилась игра!

    (шагает и останавливается)

    Все предлагаемые ребенку занятия он должен выполнять в игровой форме и с удовольствием. Если вы верно выстроите общение с начавшим запинаться малышом, то, скорее всего, заикание не станет стойким нарушением, а бесследно исчезнет из его речи.

    В любом случае нужно проконсультироваться со специалистами (логопедом и психоневрологом), а затем четко выполнять все их рекомендации и требования.

    Шесть веселых игр для дыхания

    Формируйте правильное дыхание (глубокий вдох и медленный выдох) - это поможет ребенку справиться с дефектами речи. Подойдут такие игры:

  • "Стеклодувы": кто выдует самый большой мыльный пузырь.
  • "Кто быстрее": сдуваем со стола ватные шарики, бумажные снежинки.
  • "Футбол" на столе: дутьем забиваем "мячики" из ваты в импровизированные ворота.
  • "Домашняя регата": по воде (во время купания) перемещаем дутьем легкие игрушки.
  • "Чей шарик больше": наперегонки надуваем воздушные шарики.
  • "Веселый оркестр": учим ребенка играть на самых простых духовых инструментах.
  • ЭТО ВАЖНО!

    Окружающие ребенка взрослые должны следить за собственной речью.

    Речь должна быть плавной, спокойной, эмоционально-выразительной. Не спешите и не повышайте голос при общении с ребенком.

    Не используйте в речи звукоподражания и искаженные варианты произнесения слов. Ваша речь должна быть четкой, правильной.

    Старайтесь, общаясь с малышом, не использовать сложные речевые обороты, длинные конструкции. Общайтесь при помощи достаточно простых для понимания фраз.

    Не давите на ребенка, призывая его быстрее реагировать на ваши слова.

    Ни в коем случае не ругайте и не корите ребенка за неверный ответ.




    Источник:;журнал "Мой ребёнок"


    © Пчелинцева В.А, 2010 г. Ушастики.RU.