Письмо админу Ушастики.RU



меню

Главная

Развитие ребенка

Карта сайта


cele mai ieftine scutece in chisinau


Развитие речи

развитие речи у детей, тренировка язычка, чем опасна соска

Новорожденный, едва завершив долгий родовой марафон, сразу же стремится к самореализации. Как это проявляется? Кроха начинает активно искать мамину грудь, чтобы напитаться первыми каплями молозива. Дитя громогласно объявляет о своем появлении и требует внимания. Голос он подает даже не столько с целью быть услышанным, сколько - понятым. Как будто подтверждая истину: "Счастье - это, когда тебя понимают".

Атмосфера любви

Когда понимания нет, кроха начинает сомневаться в своей значимости для окружающих. Возникающие при этом комплексы могут перерасти в неврозы, один из которых - заикание. Именно по этой причине плач младенца нельзя оставлять без внимания. Правда, не стоит впадать и в другую крайность: сломя голову бросаться на любой звук, доносящийся из колыбельки. И уж тем более родителям не стоит искать виноватого в крике и неудовольствии малютки, предъявляя друг другу обвинения: "Ты не сменила вовремя подгузник! "Это ты слишком громко включил телевизор!". Малыш прекрасно понимает тон подобной перепалки, ощущает раздражение взрослых и... заходится в оглушительном плаче. Вот уж тогда угомонить его, да и успокоиться самим будет очень сложно! Любящим родителям не составит труда придерживаться нескольких нехитрых правил.

Подходите к детской кроватке спокойно, без суеты и "нервов".

Разговаривайте ласково, доброжелательно не только с малышом, но и друг с другом.

Следуя этим советам, вы создаете благоприятную атмосферу для общего развития и развития речи крохи. Вы помогаете крохе понять, что в этом мире он любим и желанен.

У мамы с папой есть возможность подтвердить это и словами:

В светлом теремочке

вырос (-ла) сыночек (дочка).

Все его (ее) любят,

все его (ее) голубят.

Чудесные слова потешек и пестушек помогают крохе выделить себя из окружающего мира, дают почувствовать свою значимость и неповторимость:

Кто у нас хороший (-ая)?

Кто у нас пригожий (-ая)?

(Сашенька) хороший (-ая),

(Валечка) пригожий (-ая).

Наша деточка в дому,

Что оладышек в меду: Сладка да румяна. Не найдешь изъяна!

Стоит нам погрузиться в материал малых фольклорных форм, как ласковый тон и напевность рождаются сами собой. Все это помогает родителям создать вокруг малютки ауру защищенности. Потешки и приговорки успокаивают, умиротворяют. Их можно найти буквально для каждого момента жизни крохи: на сон грядущий, при пробуждении, во время умывания, в часы кормления, пеленания, знакомства с окружающим миром. Внимая их неспешному звучанию, кроха учится вслушиваться в речь, у него появляется слуховое сосредоточение. Премудрости звукопроизношения также постигаются с их помощью.

Маленький труженик

Согласитесь, вести диалог за двоих (кроха ведь пока не может ответить) непросто. Но, поверьте, ребенку это необходимо с первых месяцев жизни. Причем важно не только говорить, но и привлекать внимание малыша к артикуляционным органам: губам, языку, щекам. В игру вступают и жесты, когда мы что-то показываем, и прикосновения. Вы приготовились кормить своего грудничка? Поговорите с ним на эту тему: "Где ротик? Вот ротик! Сейчас губки будут работать. Как они сосут молочко?" Вытяните свои губы и покажите, какая работа предстоит малютке. "А как язычок будет работать?" - снова спрашиваете вы. И тут же демонстрируете очередное упражнение: чмокаете языком, присасывая его к нёбу. После такой прелюдии кроха станет сосать с удвоенной энергией! Когда дитя насытится, скажите: "Вот как хорошо покушали! Щечки стали румяными. Какие они пухленькие!" - и слегка прикоснитесь к детским щечкам. А потом раздуваете свои щеки:

Мой сыночек маленький,

Чуть побольше валенка.

В башмачки обуется - Как пузырь надуется!

Наверное, ни одна мама не оставит без внимания появление первых зубов. Вот и поговорите с крохой на эту тему: "Кто у нас такой зубастенький? Маленький мышонок? Нет, это Катюша (или Егорушка)! Где у нас зубки?" Возможно, кроха догадается, о чем идет речь, и с удовольствием продемонстрирует свои зубки. А вы - продолжайте артикуляционную работу. Улыбнитесь вместе с малюткой, широко раскройте свой рот, постучите зубами. Малыши обожают наблюдать за мимикой и артикуляцией взрослых. Не исключено, что малютка попробует проверить ручками, как это у мамы двигаются губы. С таким же интересом дети изучают и собственный ротик, ощупывают его "начинку", проверяют возможности. Потому и тянут все в рот... Такие веселые игры-тренировки позволяют юному исследователю получить массу позитивных эмоций. А если ребенок здоров и жизнерадостен, он и заговорит рано. Малыш смело экспериментирует со звуками. В первые полгода это проявляется в гулении и лепете. Собеседник здесь просто необходим. Почаще склоняйтесь над малюткой и включайтесь в беседу: "Кто у нас такой говорун?" Кроха тотчас откликнется на похвалу улыбкой и новой руладой. "Ой. как здорово! - восторгается мама. - Детка любит разговаривать! Какой звонкий голосок! Поговори еще с мамой (папу, бабушку и дедушку тоже принимаем в игру)". Кроха вновь что-то отвечает, затем затихает и ждет реакции взрослого. Когда вы говорите, он внимательно следит за движениями ваших губ, языка, за выражением лица. И тут же что-то пытается повторить: шевелит губками, язычком, раздувает щечки.

С каждым днем ребенок все настойчивее требует внимания. Его надо чем-то постоянно развлекать и занимать. Но родительские труды не пропадают даром: малыш заговорит вовремя, а вам не придется бегать по специалистам, спрашивая: "Почему малыш молчит?" В большинстве случаев "немота" у ребенка 2-3 лет обусловлена тем, что в первые месяцы жизни ему не хватало общения. Некоторые взрослые полагают, что с малюткой не стоит попусту тратить слова. Поверьте, это непростительная ошибка! Кроха слышит и понимает маму еще тогда, когда находится у нее в животике. Так что говорите с ребенком! Он очень благодарный собеседник.

В общении не должно быть помех. Что же стоит предпринять, чтобы ваш с крохой диалог получился? Прежде всего освободите ротик малыша от соски-пустышки. Пока ребенок бодрствует, старайтесь обходиться без этого предмета - пустого, в прямом и переносном смысле слова. Ради справедливости заметим, что в некоторых ситуациях соска выручает. Например, если малютке пора спать, а он все никак не может угомониться. Что ж, попробуйте в качестве успокоительного соску-пустышку, но не простую, а физиологичную. Ее форма и свойства сродни материнскому соску. Она продается только в аптеках и стоит дороже пластмассовых аналогов. Но эти затраты оказываются существенно ниже тех, которые родители тратят на занятия с логопедом, лечение у врача-ортодонта.

Чем опасна соска с большим нагубником и массивной резиновой частью?

Деформирует твердое нёбо, неокрепшую зубочелюстную систему.

Провоцирует межзубное положение языка сначала во время кормления, а затем при произнесении звуков.

У так называемых детей-сосочников очень часто встречаются речевые нарушения. А причина - бездумное и неоправданно длительное применение пустышек!

Порой по незнанию молодые родители принуждают малютку пользоваться соской. А ребенок выплевывает чужеродный предмет, поскольку тот мешает его голосовой и речевой самореализации! Но взрослые с настойчивостью вкладывают соску в ротик крохи. Устав бороться, малыш свыкается с "кляпом" и послушно молчит, не особо утомляя взрослых. Те довольны, ведь их настойчивость вознаграждена! Что ж, остальные "награды" в виде дефектного прикуса и ужасного звукопроизношения ребенка ожидают близких в недалеком будущем.

Мудрые родители пренебрегают соской, не считая ее палочкой-выручалочкой. Им совсем не жалко тратить свое драгоценное время на общение с крохой. Освоив простейшие игры, они вместе с малюткой подбираются к новым речевым вершинам. Ближе к году осваивают занятные звукоподражания, сочетая их с элементами артикуляционной гимнастики и пальчиковыми играми. Как же это делается?

Веселое подворье

Наша уточка с утра:

"Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!" (Ваша рука превращается в "уточку". Ребенок старается во всем подражать.)

Наши гуси у пруда:

"Га-га-га! Га-га-га!"(Теперь рука изображает "гуся". Его клюв раскрывается в такт гоготанью.)

А индюк среди двора:

"Бал-бал-бал! Бал-бал-бал!"

(Поболтайте языком, подражая индюку: широкий язык резко выбрасывается изо рта и в буквальном смысле бьет по верхней губе.)

Наши гули ворковали:

"Гуль-гулъ-гулъ! Гуль-гуль-гуль!"

Они зернышки клевали: "Клюв-клюв-клюв! Клюв-клюв-клюв!" (Стучите соединенными в "клювик" указательным и большим пальцами по раскрытой ладошке малыша.)

Наши курочки во дворе просо клюют. Цыпляток зовут:

"Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!" (Указательный и большой пальцы - "клюв". Остальные поджаты в виде куриного гребешка. "Клювик" приоткрывается, "курочка" квохчет.)

А петя-петушок им песни поет: "Ку-ка-ре-ку!" (Теперь пальцы в "гребешке" выпрямляются в петушиный гребень.)

Попробуйте изобразить и воспроизвести голоса других животных. Это могут быть коза, собачка, кошка, баран, ослик, лошадка. А потом переходите и на неодушевленные предметы - самовар- "Пых-пых-пых!", паровоз: "Чу-чу-чу...", пароход: "У-у-у!..".

Играя и общаясь с крохой, вы и не заметите, как тот заговорит. Да так бойко, что вы с гордостью подумаете: "Весь в нас! Талантливый ребенок!"


пальчиковые игры, развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определённые зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи. Пальчиковые игры в стихах. Далее...


научить ребенка рисовать

Учимся рисовать

Научиться рисовать здорово! Рисование развивает мышление и мелкую моторику рук. Дети, которые часто рисуют, легче учатся письму. Далее...




Источник:журнал "Мой ребёнок"

поиск по сайту



загрузка...


© Пчелинцева В.А, 2010 г. Ушастики.RU.